Войти Регистрация

Войти

Аномальные явления из русских летописей

05471106

Русские летописцы с чрезвычайным вниманием относились ко всем необычным явлениям, происходившим вокруг них.

Помимо основных событий в жизни своего города или всей Русской земли - вступления на престол нового князя, строительства городов и церквей, нашествия иноплеменников, междоусобных войн, - они неизменно отмечали и разного рода небесные знамения, опустошительные пожары, наводнения, бури, засухи, землетрясения, эпидемии и эпизоотии, погодные аномалии и т. п.

Собственно говоря, это входило в их, если так можно выразиться, круг обязанностей. Явления такого рода воспринимались в Средние века как зримые признаки грядущего «светопреставления»: появления антихриста, Второго пришествия Христа, общего воскресения из мёртвых и Страшного суда. Об этом прямо свидетельствовали как тексты Священного Писания, так и различные канонические и апокрифические пророчества, во множестве бытовавшие в древнерусской книжности и детально рисовавшие картину конца света.

К этому главному событию своей истории человечество должно было готовиться заранее. Священное Писание прямо требовало от христианина различать "знамения времени", то есть тщательно следить за всеми необычными и таинственными событиями и по возможности правильно истолковывать их.

По системе летосчисления от Сотворения мира, принятой в Византии и на Руси, мир пребывал тогда в седьмом тысячелетии своей истории, которое должно было завершиться в самом конце XV века, а точнее, в 1492 году от Рождества Христова (7000 году от Сотворения мира). Мир же, как представлялось образованным русским книжникам того времени, был «седморичен», то есть ограничен семью веками, или тысячелетиями, и, следовательно, в любой момент последней, седьмой, тысячи можно было ожидать наступления конца света. (Это представление основывалось на существовавшем взгляде на творение мира как на своего рода прообраз всей последующей истории человечества: семь дней творения соответствовали семи «векам», или тысячелетиям, человеческой истории.)

Русские летописцы никогда не забывали об этом. Небесные и иные знамения истолковывались ими преимущественно в эсхатологическом ключе - как знамения «последних времён», свидетельства уже состоявшегося или близкого пришествия антихриста. Но для нас сегодня их записи представляют интерес совсем иного рода - как свидетельства современников о необычных явлениях, разгадать природу которых мы либо не можем, либо можем лишь предположительно.

Помимо простого любопытства, эти известия пробуждают нашу фантазию, ибо для того, чтобы более или менее удовлетворительно объяснить их, приходится обращаться к сфере непознанного, а может быть, даже и сверхъестественного. При этом надо принять во внимание специфику летописей как исторического источника.

911. Явилась звезда великая на западе в виде копья (в оригинале: «копейным образом»).
«Повесть временных лет»

Как полагают, речь в летописи, несомненно, идёт о комете Галлея, которая, однако, явилась на небе не в 911-м, а в 912 году, как об этом сообщают и византийские хроники (прохождение через перигелий 19 июля) (Святский. Кн. 2. С. 201-203). Хронологическая ошибка, в принципе, вполне вероятна, ибо вся летописная погодная сетка за ранний период весьма условна. Известие, очевидно, заимствовано из византийских хроник, в частности, из «Хроники Георгия Амартола».

912 (?). Этой зимой погорело небо, и столпы огненные ходили от Руси ко Греции, сражаясь.
Татищев. История Российская

В сохранившихся летописях этого известия нет. По Татищеву, речь идёт о северном сиянии. По словам историка XVIII века, в одной из летописей, бывших в его распоряжении, явление датировалось 918 годом, что как будто согласуется с западными источниками, сообщающими о северном сиянии под 919 годом. С этим согласен Святский: «Западные хронисты очень часто принимали северные сияния за сражения небесных воинств. Такое представление сложилось под впечатлением передвижения столбов северного сияния из одной части небосклона в другую» (Святский. Кн. 2. С. 267-268).

Добавим к этому, что и мусульманские средневековые авторы (арабские и персидские) также видели в редких для них северных сияниях нечто вроде битвы добрых и злых духов («джиннов»). Вот как, например, писал об этом арабский путешественник и дипломат Ахмед Ибн Фадлан, посетивший соседнюю с Русью Волжскую Болгарию в 921/922 годах:

«...Я услышал высоко в воздухе громкие звуки и сильный гомон... Я поднял голову, и вот недалеко от меня облако, красное, подобное огню, и вот этот гомон и эти звуки исходят от него. И вот в нём подобия людей и лошадей, и вот в руках отдалённых находящихся в нём фигур, похожих на людей, луки, стрелы, копья и обнажённые мечи. И они представлялись мне то совершенно ясными, то лишь кажущимися. И вот рядом другой, подобный им, чёрный отряд, в котором я увидел также мужей, лошадей и оружие. И начал этот отряд нападать на тот отряд...» Болгарский царь Алмуш рассказал арабу, что «эти всадники принадлежат к верным и неверным джиннам. Они сражаются каждый вечер, и, подлинно, с тех пор, как они существуют, ни одной ночи они не бывают отсутствующими в этом сражении» (Последнее утверждение - о еженощных сияниях - несомненное преувеличение.)

Конец 950-х - 960-е годы, Псков. ...Пришла блаженная Ольга к реке, называемой Великой, к устью реки Псковы, и был тогда там лес великий со множеством дубрав. И на том месте увидела святая Ольга чудесное и преславное видение: место то пресветлыми лучами было освещено, словно бы [исходящими] от трисиятельного света. Блаженная же Ольга радовалась душой, дивясь блистанию неизречённого света, благодать Богу воздавая... [Согласно последующему рассказу, на этом месте была поставлена церковь Святой Троицы - главный храм великого в будущем града Пскова.]
Степенная книга царского родословия

Русская княгиня Ольга, первая на Руси правительница-христианка (t 969). Приняла крещение в Константинополе в 957 году. Причтена Церковью к лику святых.

979. В то же лето были знамения в луне, и в солнце, и в звёздах, и были громы великие и страшные, и ветры сильные с вихрем; и много пакости было людям, и скотам, и зверям лесным и полевым.
Никоновская летопись
1002.... В том же году было течение звёздам.
Никоновская летопись

Очевидно, речь идет о Леонидах - потоке так называемых падающих звёзд, обладающем правильной периодичностью.

1028. Знамение змиево явилось на небе, так что видно его было по всей земле.
«Повесть временных лет»

В некоторых списках летописи слово «змиево» отсутствует. О кометах под этим годом из западных или восточных источников ничего не известно.

1063, Новгород. В это лето в Новгороде Волхов шёл вспять в течение пяти дней. Это знамение не к добру было...
«Повесть временных лет»

Обратное течение Волхова - явление нередкое. Обычно оно связано с сильными ветрами со стороны Финского залива и понижением уровня озера Ильмень. В дальнейшем свидетельства летописцев об этом явлении в свод не включаются.

1065. В те же времена знамение было на западе: звезда огромная, лучи испускающая, словно кровавые; восходила вечером, после захода солнца, и пребывала так в течение семи дней. Было это не к добру, ибо потом начались усобицы многие и нашествия поганых на Русскую землю. Звезда же эта, словно кровавая, предвещала пролитие крови.
«Повесть временных лет»

Вероятно, здесь идёт речь о комете Галлея Но её появление должно датироваться не 1065-м, а 1066 годом (прохождение через перигелий 27 марта) (Святский. Кн. 2. С. 203-205). Именно 1066 год стоит в некоторых поздних летописях, например, в Никоновской.

1065; Киев. В те же времена детище было брошено в Сетом ль3; его же рыбаки выволокли в неводе. Мы же разглядывали его до вечера и затем снова бросили в воду. Был же таков: на лице у него срамные уды, а иного нельзя и сказать, срама ради.

Перед тем временем и солнце переменилось, и было не светлым, но словно месяц: о нём же невежды говорят, что съедаемо бывает. Бывают же такие знамения не к добру.
«Повесть временных лет»

Сетомль - река под Киевом, вероятно, один из притоков Почайны, правого притока Днепра (либо Глубочица, либо её приток Киянка).

Во втором сообщении летописи речь, очевидно, идёт о солнечном затмении, бывшем, по расчётам астрономов, 19 апреля 1064 года (Святский. Кн. 1. С. 102-104). (В данной статье «Повести временных лет» имеется хронологический сбой.) В дальнейшем многочисленные и весьма точные летописные свидетельства о солнечных и лунных затмениях не приводятся - как не относящиеся к числу загадочных и необъяснимых.

1073-1076 (?), Ярославль, Пошехонье. Однажды во время голода в Ростовской земле появились два волхва, говоря, что мы-де знаем, кто запасы держит. И пошли по Волге; и где придут в погост, тут же называют лучших жён, говоря, что та жито держит, а та - мёд, а та - рыбу, а та - меха. И приводили к ним сестёр своих, матерей и жён своих. Они же в наваждении взрезали за плечами [у них], и вынимали либо жито, либо рыбу, и убивали многих жён, и имущество их отбирали себе. И пришли на Белоозеро... и избили многих жён по Волге и по Шексне...
«Повесть временных лет»

...И приводили к ним матерей, и сестёр, и жён своих, они же в наваждении, словно скоморохи, взрезали у них за плечами и вынимали у них из-под кожи перед людьми жито, а у других - мёд, и меха, и рыбу, и белок. И убили множество жён, а имущество их себе взяли...
Летописец Переяславля Суздальского

Волхвы - языческие жрецы, колдуны (корень - тот же, что и в слове «волшебство»). В данном случае, по всей вероятности, речь идёт о возобновлении волхвами некоего архаического языческого ритуала, сводившегося к умерщвлению женщин во время голода для того, чтобы обеспечить возвращение урожая и плодородия земли. Примечательно, что очень похожий обряд (но уже, естественно, в видоизменённом, «гуманном» виде) сохранялся среди мордвы вплоть до 60-х годов XIX века.

Его описал П. И. Мельников-Печерский: когда наступало время общественных жертвоприношений, сборщики ходили по дворам и собирали всякую снедь, заранее припасённую женщинами в особых мешочках. «Обнажённые до пояса женщины, перебросив эти мешочки через плечи, стояли спиной к двери в ожидании сборщиков. Последние, войдя в помещение и помолившись богам, отрезали мешочки, укалывая при этом женщину пятикратно в плечо и спину священным ножом» (цит. по: Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.;СПб., 1995. С. 146).

1091, Вышгород под Киевом. В том же году, когда Всеволод охотился за зверем за Вышгородом и уже сети раскинули и загонщики кликнули, упал превеликий змей с небес, и ужаснулись все люди. Тогда же земля стукнула, так что многие слышали.
«Повесть временных лет»

По Святскому, речь идёт о падении метеорита («Название метеоров огненными змиями сохранилось в народе до сего времени»). «Стук» в земле, по мнению исследователя, также есть звук, слышанный при падении метеорита на землю (Святский. Кн. 2. С. 248-249). Однако летописец как будто разделяет два явления - падение «превеликого змея» и «стук» в земле «тогда же». Отметим, что последнее выражение чаще всего применяется в летописи по отношению к землетрясениям.

1091, Август. Киев. ...И когда ударили в било, увидели три столпа, словно дуги яркие, и, постояв, перешли [те столпы] на верх церкви, где положен был Феодосии... В то же время увидел Стефан... в своём монастыре за полем зарю великую над пещерою... сел на коня и быстро поехал [в Печерский монастырь]... И когда они ехали, видели они великую зарю...
«Повесть временных лет»

В этом летописном рассказе речь идёт об обретении иноками Киево-Печерского монастыря мощей преп. Феодосия, игумена Печерского (?- 1074), одного из основателей монастыря, и перенесении их из пещер в «Великую» Печерскую церковь во имя Успения Пресв. Богородицы. Стефан-Епископ Владимиро-Волынский. Был преемником преп. Феодосия в качестве игумена Киево-Печерского монастыря. В тот момент находился в Кловском монастыре, недалеко от Киево-Печерского.

1092, Полоцк и Полоцкая область. Предивное чудо было в Полоцке. В наваждении казалось, будто ночью стон стоит на улице, и бесы, словно люди, рыскали, так что если кто выходил из домов своих, чтобы посмотреть, то сразу же уязвлён бывал невидимо от бесов раною и оттого умирал. И не смели люди выходить из домов. Затем начали и днём являться [бесы] на конях, а самих их не было видно, но видны были копыта коней их; и так уязвляли они людей полоцких и по области. Потому и говорили люди, будто это мертвецы бьют полочан. Началось же знамение это от Друцка. В те же времена знамение на небе явилось - словно огромный круг был посреди неба. В то же лето засуха была, так что выгорала земля, и многие леса сами собой загорались и болота. И много знамений было по местам, и рать великая была от половцев и отовсюду... В те же времена многие люди умирали от различных недугов, так что говорили продающие гробы, что «продали гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч»7. Было же это за грехи наши...
«Повесть временных лет»

Филиппов день - 14 ноября. «До мясопуста» - здесь, по-видимому, до окончания Филиппова (Рождественского) поста, то есть до 25 декабря.

1096, Север (Полярный Урал?). [О чуде, виденном отроком, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Югру («Югра же... живёт по соседству с самоядью, в полунощных странах».] Югра же рассказала отроку моему: «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхали прежде; происходит же это уже третье лето: есть горы, заходящие в луку моря, их же высота - до небес; и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, хотя высечься из неё; и в горе той высечено оконце малое, и оттуда [люди] говорят, и не понять язык их; но показывают на железо и машут рукой, прося железа; и если кто даст им нож или секиру, то они взамен дают меха.

Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север». Я же сказал Поряте: «Это люди, заточённые Александром, царём Македонским... В последние же дни... изыдут сии скверные языки, заточённые в горах полунощных по повеленью Божию».
«Повесть временных лет»

Как показал Л. П. Лашук, данное описание вполне подходит лишь для одного района Севера, а именно для северных отрогов Полярного Урала - хребта Пай-Хой на Югорском полуострове (Лашук Л. П. .«Сиртя» - древние обитатели Субарктики // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968).

В летописи достаточно точно изображена так называемая «немая торговля» -древнейший вид торгового обмена, при котором торговцы не общались друг с другом напрямую: купец оставлял свой товар в определённом месте, а найдя рядом с ним интересующие его вещи, забирал их и уходил. Такую торговлю с северными народами - «самоядью» (ненцами) и другими - русские купцы вели и позднее.

Схожее описание «немой» торговли с «самоядью» оставил русский автор «Сказания о человецех незнаемых в Восточной стране» (конец XV века), однако здесь оно обросло уже фантастическими подробностями: «...И что кому надобе, и он положит цену против того, да возмёт, и прочь отходят. А кто что без цены возмёт, и как прочь отъидет, и товар изгинет у него, и обрящется паки в своём месте».

Летописец отождествил северных людей, заточённых в горе, с легендарными народами Гог и Магог, которые, по преданию, были заперты за неприступными горами величайшим воителем древности Александром Македонским: убоявшись, как бы эти народы, размножившись, не причинили зло всему миру, Александр привёл их в «пределы северные», где и запер в высоких горах, соорудив неприступные ворота, открыть которые нет никакой возможности. И лишь «в последние дни», «в скончание мира», по пророчеству, Гог и Магог вырвутся из-за стены, неся с собой смерть и истребление всем. Любопытно, что отождествление реальных северных народов со зловещими Гогом и Магогом (или, в мусульманской традиции, Яджуджем и Маджуджем) встречается не только в русской летописи, но и в восточных источниках, например, у упоминавшегося выше Ибн Фадлана.

Ещё один сюжет, присутствующий в рассказе летописца, - об обитании северных племён внутри высоких гор, под землёй, обнаруживает сходство с многочисленными легендами о таинственных обитателях подземного мира, широко распространёнными среди коренных народов Севера, - например, с ненецкими легендами об «ушедшем в землю» загадочном народе «сиртя». Схожую легенду приводит и автор «Сказания о человецех незнаемых в Восточной стране»: люди, живущие где-то в земле «само-еди», «ходят по подземелью... день на ночь, а ходят с огни и выходят на озеро... И стоит, деи, град велик над ним, а посада нет. И коли пойдут к граду тому, ино, деи, шум велик слышети в граде том...»

1100 (?). В этом году было в Киеве и во Владимире землетрясение, едва церкви устояли, а вреда много учинилось, кресты с церквей попадали. А зимою видели на севере звезду с хвостом великим протяжённым, к западу протяжён вверх поднятый и был чёрен.
Татищев. История Российская

В сохранившихся летописях этого известия нет. Ни о какой комете в этом году из западных источников неизвестно.

1102, январь-февраль. В то же лето знамение было на небе, месяца января в 29-й день: в течение трёх дней словно зарево пожара стояло с востока, и юга, и запада, и севера; и был свет во всю ночь, светящийся, словно от луны полной.
В то же лето знамение от луны было, месяца февраля в 5-й день.
Того же месяца в 7-й день было знамение в солнце: огородилось солнце тремя дугами, и были другие дуги, хребтами одна к другой.
И, видя эти знамения, благоверные люди с воздыханием и со слезами молились к Богу, дабы обратил Бог знамения эти на добро, ибо знамения бывают одни на зло, а другие -на добро.
«Повесть временных лет»

В первом известии речь идёт, как полагают, о северном сиянии (Святский. Кн. 2. С. 268), хотя, вероятно, возможно и другое толкование. Второе и третье известия подходят к описанию лунного и солнечного затмений, однако ни того, ни другого в 1102 году не было.

1105, 4-6 февраля. В то же лето было знамение: стояло солнце в круге, а посреди круга крест, а посреди креста солнце, а вне круга по обе стороны два солнца, а над солнцем вне круга дуга рогами на север; такое же знамение тем же образом и в луне, месяца февраля в 4-й, и 5-й, и 6-й день. В дне - по три дня, а в ночи в луне - по три ночи.
«Повесть временных лет»

1105. ...В том же году явилась звезда с хвостом на западе, и стояла месяц.
Ипатьевская летопись

Очевидно, комета? (Комета наблюдалась в феврале и марте 1106 года в Константинополе, Иерусалиме и Китае; ср.: Святский. Кн. 2. С. 215-216).

1109, Киев. Явилась в Киеве на церкви Святого Архангела Михаила Златоверхой птица незнаемая. Величиной была с барана, и сияла всяческими цветами, и песни беспрестанные со многою усладою от неё истекали. И сидела на церкви той 6 дней, и улетела, и никто нигде с того времени не видал её.
Никоновская летопись

Церковь в киевском Михайловском Златоверхом монастыре была заложена в 1108 году киевским князем Святополком Изяславичем. До нашего времени не сохранилась.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Наш сайт отлично себя чувствует на этом хостинге*

Комментарии: последние

  • Статьи по эзотерики
    Дарк нет всегда был и будет. Тёмная сторона как и светлая.

    Подробнее...

     
  • Эзотерика
    Ну да, мы живём в матрице.

    Подробнее...

     
  • kill
    Пишите мне в дискуссии как мне попасть вообще в глубокий интернет

    Подробнее...

     
  • Аноним |имя не указано|
    Ну хоть популярным стану)

    Подробнее...

подпишись на RSS

  Яндекс.Метрика Каталог Ресурсов Интернет Рейтинг@Mail.ru