Падение космического тела вызвало на Земле резкое похолодание 12 тысяч лет назад

830599 l

Территория провинции Квебек на северо-востоке современной Канады подверглась мощной космической бомбардировке около 12,9 тысяч лет назад. Это вызвало цепную реакцию: стремительное похолодание климата, вымирание многих видов животных и растений, наконец, культурная революция первобытного человека.

То, что аллерёдское потепление сменилось быстрым похолоданием позднего дриаса, известно давно. Это событие оказалось столь нетипичным, что учёные долгое время не могли объяснить его причины.

Ранее считалось, что предшествовавший дриасу тёплый период вызвал образование больших запасов воды (из североамериканского ледникового щита). Постепенно накопления этих талых вод прорвали ледниковую "плотину", и они, устремившись в Атлантический океан, изменили движение тёплых тропических течений.

еперь же, под давлением новых фактов, климатологи отказываются от этой гипотезы в пользу таинственного космического гостя. Что это было, метеорит или комета, учёные пока не решили.

Подтверждением существования космического визитёра являются ударные сферулы - капли расплавленной породы, а также алмазные частицы, которые образовались под воздействием высоких температур. Химический и минералогический анализ показал: вещество, обнаруженное на нижней границе дриасова слоя, не связано с окружающим субстратом (породами).

Согласно пресс-релизу, который опубликовали специалисты Дартмутского колледжа, такие "улики" ранее уже встречались на территории США ? в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси. Однако в Канаде сферул намного больше, а значит, уверены учёные, эпицентр катастрофы был именно здесь. К слову, исследователей не смущает тот факт, что до сих пор не обнаружен ударный кратер. Неизвестное тело могло взорваться в воздухе.

"Нам удалось сузить границы поиска, даже несмотря на то, что так и не найден кратер", - говорит геохимик Мукул Шарма (Mukul Sharma) из Дартмутского колледжа.

Профессор Шарма уверен, что последствия доисторического взрыва оказались противоречивыми. Климатическая трансформация не только вызвала вымирание древней мегафауны в виде гигантских ленивцев и мастодонтов, или же гибель локальных популяций человека вроде культуры кловис, но и могла стать катализатором неолитической революции.

"Определённо охлаждение в течение позднего дриаса повлияло на человечество, - говорит Мукул Шарма. ? Вполне возможно, что именно из-за недостатка пищи натуфийская культура перешла к оседлому образу жизни и начала заниматься сельским хозяйством".