Какие тайны скрывают кольца Сатурна

saturn-15

Сатурн — шестая планета от Солнца. Она занимает особое место в сердце каждого любителя поглазеть в телескоп, поскольку обладает живописными шикарными кольцами. Ее легко обнаружить в западном полушарии, посмотрев на восток от яркой звезды Колос в созвездии Девы.

Невооруженному глазу Сатурн покажется скромной ярко-желтой звездочкой, но телескоп раскроет куда более загадочное зрелище, которое ждет, пока его тайны будут раскрыты.

Что ж, срываем покровы.

Самой примечательной особенность Сатурна можно назвать знаменитую систему колец, которую можно разглядеть в телескоп с увеличением 20x и больше. Мощные телескопы покажут картинку с большей детализацией, но на первый взгляд кольца все равно покажутся твердыми.

При ближайшем рассмотрении в кольцах обнаружатся пустоты, открытые Джованни Кассини в 1675 году. Разделения не полностью пустые, однако это одни из многих областей, где плотность частиц кольца значительно меньше. Происхождение пустот лежит в природе самих колец.

Кольца Сатурна, как и все планетарные системы колец, состоят из миллиардов частиц льда и камня на орбите планеты. Силы, создающие разрывы в кольцах, разнообразны, но некоторые из них вызываются гравитационными силами спутников Сатурна.

Щель Кассини

1370453983 saturn-spokes-670x440-130530

В случае с «щелью Кассини», луна Мимас, которая кружит на орбите Сатурна, сбивает одну из двух орбит частиц, создавая 4800-километровую пропасть между ними. Этот резонанс вызывает постоянное перетягивание частиц в том же направлении, в каком они движутся из щели. Есть и другие причины образования пустот в кольцах Сатурна — к примеру, некоторые из лун планеты, а точнее их гравитационное влияние, держат отдельные участки зоны чистой от осколков и мусора.

Пробелы и изысканные кольца, окружающие Сатурн, по большей части являются следствием гравитационных эффектов в той или иной форме, однако одна из особенностей вызывает куда больше смущения. Она называется «спицы».

Как следует из названия, это явление напоминает спицы велосипеда, пересекающие кольцевую систему, и впервые было зафиксировано в 1980-х годах. Они отличаются по яркости и размеру и могут наблюдаться много часов, прежде чем исчезнут из поля зрения. Их происхождение до сих пор неизвестно, но считается, что они могут рождаться в результате взаимодействия микроскопических частиц льда с кольцом частиц и магнитного поля Сатурна на орбите.

В отличие от спиц в кольцах Сатурна, сами кольца легко наблюдаемы даже юными астрономами. Особенно летом, когда Сатурн поднимается ближе к зениту, и очень многие хотят увидеть это чудо нашей Солнечной системы.

Необычный метеоритный дождь пройдет 1 сентября