Загадка движения географических полюсов Земли

image007-300x281

Раскрыта одна из тайн нашей планеты. Американские учёные узнали, как, куда и почему движутся географические полюса Земли, сообщает журнал Nature.

Спутниковый мониторинг Арктики и Антарктики ведётся почти полвека. Он позволяет отслеживать состояние ледовых покровов, распределение водных масс в океанах и определять положение Южного и Северного полюсов, которые подвержены годовым и сезонным смещениям. Считается, что годовые происходят из-за дрейфа материков, а сезонные связаны с погодно-климатическими изменениями. Но с какими именно, учёные точно не знали.

Данные, полученные со спутников НАСА GRACE, которые наблюдают за ситуацией в Антарктиде, показали, что последние тридцать лет Северный полюс смещался в сторону канадского полуострова Лабрадор на шесть сантиметров в год. Но в 2005-м он вдруг почти втрое ускорился, изменил направление движения и устремился к Гренландии. Понять, почему это произошло, удалось геофизикам из Техасского университета в Остине во главе с Цзюаньли Ченом.

Анализ спутниковых данных помог учёным отследить все изменения в распределении воды и льда в регионе. А компьютерное моделирование показало, что основные смещения полюсов в последние семь лет были связаны с таянием льда и соответствующим повышением уровня океана.

Однако, что провоцирует таяние ледников, загадка. Одни учёные винят во всём глобальное потепление, другие — процессы, происходящие в недрах Земли. А американский учёный Ли Стернсом уверяет, что за ледовую обстановку отвечают озера, подобные тем, что нашли под ледником Восточной Антарктиды.

Ещё один сюрприз, который преподнесла наша планета учёным, — рассинхронизация движения Земли и её внутреннего ядра. Считалось, что скорости вращения ядра и земной мантии отличаются друг от друга. Теперь исследователи из Национального университета Австралии опровергают эту теорию.

Австралийские специалисты обнаружили, что ядро движется по своему собственному графику: оно то замедляется, то ускоряется, не согласуясь с внешними слоями. В 1970-е и 1990-е оно разгонялось, в 1980-е тормозило, а сейчас опять набирает скорость.

С чем это связано и какие последствия может иметь для человечества, пока неясно. Учёные продолжают исследование, чтобы понять, как разгон ядра может повлиять на магнитное поле, которое защищает нас от космической радиации, способной уничтожить жизнь на Земле.

Как работает Curiosity: 281 марсианский день за одну минуту