Атлантический океан может исчезнуть через 200 миллионов лет

451685564

Недавно обнаруженная зона субдукции — место разлома земной коры, вдоль которого происходит погружение одних геологических блоков под другие — может стать причиной исчезновения Атлантического океана и образования суперконтинента через 200-220 миллионов лет.

Учёным известно, что за четырёхмиллиардную историю нашей планеты подобные изменения происходили, как минимум трижды. Образование континента, включающего в себя практически всю континентальную кору планеты с последующим разломом, является частью так называемого суперконтинентального цикла, который неизбежен на планете с повышенной геологической активностью.

Учёные составили карту земной коры, находящейся под поверхностью Атлантического океана к западу от Пиренейского полуострова, на территории которого расположены Испания и Франция. Изучив данные об этой географической зоне, исследователи обнаружили разлом земной коры, который может стать новой зоной субдукции.

"В далёком будущем земные континенты будут очень похожи на древний суперконтинент Пангею", — говорит ведущий автор исследования Хоао Дуарте (Joao Duarte) из университета Монаша.

Новая потенциальная зона субдукции расположена на расстоянии 200 километров к юго-западу от Португалии. Её общая протяжённость составляет примерно 300 километров, а сама зона представляет собой совокупность из шести отдельных сегментов. Вероятнее всего, она образовалась вследствие разлома евразийской тектонической плиты, одной из дюжины, что составляют всю площадь земной коры, сообщают учёные в пресс-релизе.

"Евразийская плита включает в себя территорию всей Европы и большей части Азии, и она, скорее всего, треснет, развалившись пополам", — поясняет Дуарте.

Учёные уже давно подозревали, что в западной части Евразии или где-то неподалёку образовывается новая зона субдукции. Об этом свидетельствует и относительно недавняя геологическая активность в этом регионе: в 1755 году в Лиссабоне случилось мощное землетрясение магнитудой 8,7 баллов по шкале Рихтера, оно также повторилось в 1969 году.

На протяжении последних 20 лет учёныё из самых разных стран проводили экспедиции к западу от Пиренейского полуострова с целью составить карту земной коры и найти подтверждение гипотезе об образовании новой зоны субдукции в этом регионе.
Карта тектонических плит Земли (иллюстрация Boleslav1/Wikimedia Commons).

В рамках этого всемирного проекта Дуарте, будучи ещё сотрудником Лиссабонского университета (Universidade de Lisboa), собрал все существующие данные, подготовленные его коллегами, и составил карту тектонических плит, находящихся под поверхностью Атлантического океана к западу от Португалии. Тогда он нашёл первое практическое доказательство давней гипотезе геологов.

"Там действительно образуется зона субдукции, но она, так сказать, находится на этапе эмбрионального развития", — считает Дуарте.

Дальнейший сценарий, вероятнее всего, будет таким: евразийская тектоническая плита треснет пополам, образовав отдельную океаническую и континентальную секции, и тогда океаническая кора (которая состоит из более плотных пород) зайдет под континентальную, тем самым сдвинув Северную Америку и Западную Европу друг к другу.

Ранее высказывались теории о том, что геологическая активность в западном европейском регионе может привести также к соединению Пиренейского полуострова с африканским континентом, вызвав исчезновение Средиземного моря.

"Северная Америка и Пиренейский полуостров в конечном счёте воссоединятся, а в результате этого процесса появится новый горный массив, вроде Гималаев", — говорит Дуарте.

По словам исследователей, Атлантический океан вдруг начал превращаться в Тихий, для которого зоны субдукции не редкость. Команда геологов уже занимается построением компьютерных и физических моделей, которые объяснили бы механизм образования зон субдукции. Также учёные планируют продолжать собирать данные, чтобы сделать более точные прогнозы о геологическом будущем нашей планеты.

Британские ученые создали прототип "умной" самосги