Церковный мир знал о предсказании Нострадамуса: после кончины Иоанна Павла II будут здравствовать лишь двое верховных понтификов. А потом - Конец Света... Однако французский предсказатель - не единственный автор мрачного пророчества.
В 1590 году французский монах-бенедиктинец Арнольд де Вийон явился в аббатство Сан-Бенуа в итальянском городе Мантуе и испросил разрешения поработать в архиве библиотеки. Разрешение было получено, и обрадованный бенедиктинец приступил к работе.
На память невольно приходит роман итальянского писателя Умберто Эко «Имя розы», по которому был поставлен великолепный фильм: мрачные монастырские стены, крутая лестница, ведущая в полный тайн мрак библиотеки, где в пыли веков хранятся древние фолианты... Вероятно, в такой же пыльный мрак попал Арнольд де Вийон. Можно даже предположить, что Умберто Эко, задумывая свой роман, был вдохновлён историей, произошедшей с пытливым монахом.
Среди архивных богатств, к которым никто не прикасался веками, он обнаружил книгу с пожелтевшими от времени страницами. Открыв её, де Вийон с первых строк понял, что в руках у него нечто необыкновенное. Впоследствии, дрожа от волнения, он рассказывал, что провёл над находкой всю ночь, а утром не мог прийти в себя от прочитанного. Едва передохнув, монах вернулся к манускрипту; то был труд Малахии О. Монгуара - святого, жившего пять веков назад.
Благословлял врагов своих
Малахия родился в 1064 году в Ольстере. С детства был горячо привержен вере, проводил дни в молитвах, а по ночам под руководством отшельника, жившего в келье при городском соборе, постигал религиозные таинства. Епископ, узнав о рвении юноши, назначил Малахию дьяконом, в его обязанности входили похороны городских бедняков. Через несколько лет Малахия стал священником; он стремился приобщить к христианству местных жителей, которые в массе своей были невежественными язычниками. Фанатики нередко угрожали ему расправой, но он, следуя примеру Иисуса Христа, благословлял врагов своих...
Духовный авторитет и обаяние Малахии принесли ему репутацию святого. Он стал известен во всей Ирландии, отовсюду люди приезжали к нему за благословением. Сам Папа Римский оказал ему честь, пригласив на аудиенцию в Ватикан. Хроники той эпохи свидетельствуют, что Папа в присутствии кардиналов возложил свою митру на голову гостя и произнёс: «Пусть каждый падёт ниц перед ним! Ибо этот человек ниспослан нам самим Богом!»
Малахия провёл в Риме несколько месяцев. Каждый день он вместе с Папой молился, а по ночам удалялся в библиотеку Ватикана, и до самого утра ватиканские стражники видели его склонившимся над рукописью. Что он писал — осталось тайной: покинув Рим, Малахия унёс свой труд с собой.
В День всех святых, 2 ноября 1148 года, Малахия умер. Произошло это в аббатстве Клерво, во Франции. После его смерти манускрипт, созданный в Ватикане, передавался из одной монастырской библиотеки в другую и в конце концов попал в Мантую, где и пролежал пять веков, пока любознательный Арнольд де Вийон не обнаружил его.
Сомнения де Вийона
На страницах труда святого Малахии речь шла о Папах прошлых лет, стоявших у истоков папства, и о тех, о ком автор мог знать при жизни, но главное — что невероятно! - там говорилось о понтификах, которым только предстояло возглавить католическую церковь в грядущие века. Ирландский святой как бы заглядывал на века вперёд, предсказывая деятельность каждого будущего Папы, формулируя предсказание в виде пословицы или афоризма.
Последним Папой в манускрипте Малахии значился 112-й по счёту (напомним, что Иоанн Павел II был 110-м). Затем, утверждал автор, настанет Апокалипсис...
Арнольд де Вийон не был человеком простодушным. Придя в себя от удивительной находки, он подверг сомнению подлинность поразившего его текста: не кроется ли под вековой пылью какая-то афера? Его современники — монахи-бенедиктинцы охотно воспринимали пророчества, касавшиеся уже минувших событий. Но большой вопрос: как церковная общественность отнесётся к той части, где содержатся предсказания грядущих событий?
Ведь Малахия умер пятьсот лет назад, его имя почти забыто, и церковники если и вспоминали о нём, то в связи с его необычными воззрениями. В глазах католической церкви его деятельность носила оттенок, как теперь бы сказали, фрондёрства. Так можно ли доверять откровениям этого святого, которому принадлежало определение папского господства, соответствующее латинскому «природа порочна»?!
Однако два аргумента поколебали сомнения Вийона. В конце XVI века, когда он стряхнул пыль с труда Малахии, в Европе едва утихла борьба с еретиками, которых верные последователи папства обвиняли в извращении истинной веры. А в манускрипте Вийон нашёл слова, предсказывающие эту борьбу за пять веков до реальных событий!
Другим аргументом стало афористически сформулированное будущее 78-го Папы -Льва XI, о котором Арнольд де Вийон мог судить как современник. В пророчестве Малахии этот Папа был назван «Человеком воды». Лев XI правил очень недолго - не более месяца, а согласно Библии, вода - символ ненадёжности, кратковременности...
Через пять лет после того, как Арнольд де Вийон обнаружил манускрипт Малахии, он опубликовал книгу, посвященную своей находке, — «Пророчества о Папах». Однако католический Рим эту публикацию не одобрил, и открытие монаха осталось забытым на многие годы.
Предвидения Малахии
Теперь, спустя время, любопытно прочесть у Малахии характеристики Пап, возглавлявших католическую паству.
Так, о Папе Урбане VIII (первая половина XVI века) святой сказал: «Лилия и роза». Эта формула обозначает главное событие в европейской религиозно-политической жизни того периода - примирение английских протестантов, чьим символом являлась роза, с французским католицизмом, символ которого лилия. Примирение произошло путём заключения брачного союза короля Карла II и Марии-Антуанетты, дочери Генриха IX.
Характеристика97-го Папы, Пия VII, -«Украденный орёл». Этот Папа возглавлял Ватикан в начале XIX века. Наполеон, чьей эмблемой был орёл, посадил его в тюрьму, откуда Папа после падения императора вышел и продолжил свою деятельность понтифика.
Ещё более близкий по времени пример - Папа БенуаХУ, 104-й по счёту (1914-1922 гг.). Его максима, по Малахии, - «Истребление христиан». И действительно, то были годы мировой войны, революции, гибели миллионов христиан...
Но, разумеется, самое интригующее предсказание - о Папах 111-ми 112-м. Если верить ирландскому святому, последних Папах в истории католической церкви, а возможно, и человечества...
Девизом 111-го Папы Малахия провозглашает «Торжество мира», что звучит оптимистически. О 112-м же говорит, что царствие его станет кратким, и сопровождает своё пророчество таким резюме: «Тяжкий приговор вынесет мир». Не содержится ли здесь предупреждение о близком финале старого христианского миропорядка?
Однако вернёмся к упомянутому Нострадамусу. Есть ли связь между его сложно трактуемыми катренами и забытым святым Малахией? Специалисты, изучавшие наследие того и другого, считают, что Нострадамусу был известен манускрипт Малахии, более того — его катрены вдохновлены трудом ирландского провидца.
Так, например, о времени правления 112-го Папы Нострадамус говорит: «Общая кровь зальёт землю, люди будут жить с закрытыми ртами, и придёт непредсказуемое...» Тяжкий приговор...
Автор статьи: Наталия Колесникова
Подробнее...