По мере развития транспорта мы радуемся ему все больше и больше. Мы можем быстро облететь вокруг мира, если нам нужно: достаточно просто запрыгнуть в самолет. Очень удобно для деловых поездок, не так ли? Можно выбрать другой путь, как сделал, например, журналист Сет Стивенсон: ради своей книги «Заземленный» он объехал мир без использования воздушного транспорта. По дороге он размышлял о том, какие изменения претерпел транспорт по мере своего развития. Тема тяжелая, но у него было много времени для размышлений.
И хотя Стивенсон остался верен олдскульному транспорту, по мнению многих его подход кажется устаревшим. Мы хотим путешествовать, верно? Значит, чтобы оставалось больше времени на любование новозеландскими пейзажами и австралийской фауной, нужно ускорить перемещение максимально возможным образом. А может быть мы сможем придумать что-нибудь новое?
Понятие «футуристические виды транспорта» оставляет огромное поле для толкования. Ниже вы найдете разные виды транспорта, о которых говорили и говорят футурологи. Некоторые из них не стали популярными ввиду небольшого диапазона использования. Другие — в разработке.
1. Сегвей
Одно название — Segway Human Transporter — с самого момента своего появления было слишком многообещающим. «Перевозчик людей» звучит чересчур грандиозно. История его создателя, известного хитроумного изобретателя Дина Камена, подтверждает это. Он — физик и изобретатель, на счету которого более 400 патентов. Кроме того, он известен покупкой небольшого островка у побережья Новой Англии, созданием собственной валюты и шутками об отделении от США.
Проблема в том, что покупатели не толпятся у дверей Камена. Сегвей просто не подходит для повседневного использования, не удовлетворяет потребностям городских жителей и тем более — сельских.
Стоит отметить, сегвей достаточно изящен. Он может ехать со скоростью 20 км/ч, занимает ненамного больше места в вертикальном положении, чем идущий человек, а сложная компьютерная система удерживает человека и транспорт в состоянии баланса. Микропроцессоры вычисляют центр тяжести наездника и позволяют не просто держаться «на коне», но и интуитивно управлять. Джордж Оскар Блат и вовсе выписывает вензеля, показывая вальсы на сегвее.
Давайте поразмыслим. Возможно, проблема в том, что совсем не нужно передвигаться с такой легкостью? При всей компьютерной начинке этого средства, оно остается достаточно опасным. Может быть, сегвей — просто гениальное изобретение, которое еще не нашло свое время и место. В любом случае, на нем ездят, к примеру, полицейские патрули, охрана колледжей в Америке и неуклюжие ленивые туристы.
2. Авто с пропеллером
Может быть это транспортное средство не столь универсально, как летающий автомобиль, но выглядит куда круче. В 1920 году авто с пропеллером считалось «футуристическим», поскольку вписывалось в атмосферу того времени. Самолеты произвели революцию в путешествиях, почему бы не дать автомобилям немного воздушных технологий и стиль?
Несмотря на схожесть с самолетом, автомобиль с пропеллером привязан к земле. Самый популярный и хорошо известный винтовой автомобиль Helica был разработан авиаинженерами, что не удивительно. А вот инженер Марсель Леят сделал свой автомобиль с пропеллером с нуля и существенно улучшил предыдущие итерации этого средства. Он включил аэродинамический дизайн и повысил эффективность движения. Его наработки впоследствии задействовали и просто автомобильные инженеры. Впрочем, о том, что на передовой автотранспорта рождаются лучшие идеи, впоследствии перекочевывающие в обычную автоиндустрию, мы уже писали.
Работал автомобиль с пропеллером так: мотор крутил винт, а винт тянул автомобиль вперед. Ему не хватало передач для контроля мощности, рулевого управления и даже тормозов. Кроме того, казалось невозможным защитить незадачливых пешеходов и другие автомобили от вращающихся лопастей. Автомобиль, предназначенный для выхода на массовый рынок, постигла безвременная кончина.
Все идет к тому, что основной принцип футуристического транспорта таков, что люди просто не принимают его. Должно пройти полвека и произойти еще несколько революций в автоиндустрии, прежде чем станут возможными использования старых наработок. Хотя любители острых ощущений собирают этих монстров у себя в гаражах. Но никто не может отказать человеку в желании испытать высокую скорость.
3. Aptera
Aptera 2e — это трехколесный электромобиль для двух пассажиров. Во всяком случае, был таким.
Aptera Motors была основана в 2005 году, когда наполнение рынка электромобилями вселяло счастливую и оптимистическую мысль в головы автопроизводителей. Чем же Aptera отличается от предшественников или от ровесников — вроде Nissan Leaf или Chevy Volt, которые тоже не особо продаются?
Во-первых, видом. Гладкий, глянцевито-белый и круглый, автомобиль наводит мысли об Apple. Все в этом авто вопиет об аэродинамике (вот почему у него три колеса — четвертое снизило бы эффективность на 34 %). Механика автомобиля тоже существенно отличается (поскольку современные электромобили максимально стремятся сделать образ передвижения привычным — хоть кресла бензином опрыскивай для запаха, даже радиаторные решетки ставят). Чтобы максимизировать эффективность, Aptera просто убрала трансмиссию. Нет никаких передач. Водителю дается возможность нажать кнопочку и выбрать режим езды. Все эти элементы дизайна можно приплюсовать к хорошему энергосбережению: Aptera гарантирует, что на автомобиле можно проехать до 160,9 километров на одной зарядке с двумя пассажирами и парой сотен полезного груза на борту. Композитный материал, из которого собран автомобиль, крепче стали, а материал интерьера — экологически чистый. И как написано на сайте производителя, все автомобили собираются в США, а 90 % материала поставляются тоже из США. Такой вот национальный продукт.
В 2009 году Wired писал, что Aptera 2e начнет продаваться уже в конце года по цене 25-40 тысяч долларов — но этого не произошло. При том, что у Aptera появилась очередь из нетерпеливых клиентов, в 2011 году компания заявила, что средства инвесторов исчерпаны и ей приходится закрываться. Грустная история, не так ли?
Правда, сейчас у Aptera есть шанс быть купленной китайским автопроизводителем Jonway Group.
4. Человековоз
Обычно под человековозом подразумевается система скоростной рельсовой перевозки, причем всегда автоматизированная. В некоторых случаях он даже прижился как термин. Они были предназначены для мест, которые сложно было обременить железнодорожной полосой. Обычно это монорельсовый путь, удобный, быстрый и легкий в городских условиях. Выглядит он весело и дружелюбно, куда приятнее, чем зловонное и шумное метро.
Как правило, системы человековозок хорошо работают в ограниченных областях, вроде аэропортов и трансфера пассажиров между терминалами.
Такой способ передвижения не особо популярен, но существуют отдельные места — вроде Metromover People Mover в Майями — которые демонстрируют, что эта система вполне может быть успешной. Выглядит здорово, но успеха пока не гарантируют — такова ее судьба.
5. Подводная лодка
Если мы когда-нибудь увидим персональную подводную лодку, пригодную для путешествий, мы скажем «спасибо» военным разработчикам и инженерам по всему миру. Первые подводные лодки небольшого размера разрабатывались в военных целях и держались не очень хорошо. Версия 1775 года, известная как «Американская черепаха» требовала ручного управления от оператора, а также использования клешней для приведения судна в движение. Это была чудовищно медленная и сложная в управлении лодка. Несмотря на милый дизайн, соответствующий названию, «американская черепашка» очень быстро ушла на покой.
Сегодня личную субмарину могут позволить себе только очень богатые люди (к примеру, известные энтузиасты Стив Фоссетт и его приятель Ричард Брэнсон). Будем честными, персональная субмарина (или даже большая подводная лодка) не отвечает практическим целям. Подводные лодки, как это всегда было, используются в военных и научных целях. Старые модели иногда попадают в руки торговцам наркотиков и модернизируются под невидимок. В целях перевозки подводная лодка куда хуже обычной. Пусть медленнее, но дешевле и безопасней.
Однако эксперты говорят, что когда военная техника уходит на пенсию и списывается на руки гражданским, они находят ей куда более интересное и забавное применение.
6. Самоуправляемые автомобили
Каждые несколько лет нас балуют обещаниями того, что скоро прибудут самоуправляемые автомобили. В итоге, оценки устаканились и стали более консервативными (а значит и реалистичными). Последнее предсказание? 2019 год.
Самоуправляемые автомобили пытались создать веками инженеры, разработчики, автопроизводители и даже Google. Самоходные автомобили будут работать на базе сверхсложной компьютерной системы, построенной на технологиях, которые у нас уже есть. GPS, например, будет вести авто по курсу. Камеры по периметру автомобиля будут сканировать пространство на предмет помех и препятствий, а также дорожные условия. Эта система будет подключена к автомобильной компьютерной и электрической системе, поэтому машина сможет двигаться по заданному пути намного безопаснее, чем если бы была ведома человеком. Многие современные машины уже предоставляют подобные системы, вроде установленной камеры заднего обзора, ассистента параллельной парковки и ассистента загруженности потока. Они помогают управлять машиной, но у них есть и побочный эффект: расслабленность и рассредоточенность водителя.
Что будет в итоге? Эксперты говорят, что автомобили, которые будут полностью автономны и не будут ломаться, появятся только в 2025 году.
Рассматриваются и другие последствия. Какая радость от владения автомобилем будет, когда большинство машин станут автономными? Многие люди плюются при слове «кайф от вождения», для них это всего лишь средство передвижения из одного места в другое. Нажал кнопку и поехали. Можно читать книжки и смотреть новости «ВКонтакте». Особенно удобно это было бы для дальнобойщиков и водителей автобуса. По крайней мере, рабочий день у них начинался бы раньше.
Но как насчет коллекционирования и удовольствия от вождения винтажного Porsche? А как же «извините, дети, мы не сможем остановиться, чтобы купить вам мороженое»? Есть мнение, что когда автомобильная индустрия станет полностью однородной и сосредоточится на самоуправляемых автомобилях, эта культура — культура наслаждения дорогими марками авто — развалится.
Пройдет много времени, прежде чем автомобили без водителей станут полностью безопасными и эффективными. Нам придется переписать законы, пересмотреть цены и починить дороги. Пока нет никаких намеков на то, что нам придется вырвать руль и сесть в автомобиль, отдав себя во власть компьютера.
7. Монорельс Shweeb
История помнит массу транспортных разверток над уровнем земли, но Shweeb это нечто другое. Это как велотрек, только построенный на высоте 5,8 метра над землей, где он почти не мешает существующей дороге. И лежачие велосипеды, встроенные внутрь стеклянных «стручков», добавляют свой элемент комфорта. Основателю компании Джеффу Барнету пришла эта идея в голову, когда он путешествовал в Токио, где, как он говорит, каждый ездит на велосипеде и почти все находится в капсуле.
Shweeb гордится своей эффективностью. Несмотря на то, что педали нужно крутить ногами, капсула передвигается быстрее, чем если бы вы шли пешком, и требует намного меньше усилий, чем пешая ходьба. Shweeb намекает на то, что подобный транспорт полезен для вашего физического состояния, но отмечает, что нужны минимальные усилия, чтобы крутить педали. Поэтому никто не вспотеет во время езды. Shweeb также говорит, что на длинном пути можно раскрутить педали так, что набранная скорость утрет нос любому олимпийскому велосипедисту. Капсулы невероятно аэродинамичны и обладают низким сопротивлением, поэтому вы сможете набрать хорошую скорость с минимальными усилиями. Кроме того, тот, кто едет сзади и быстрее, может подтолкнуть того, кто едет впереди и медленнее.
Shweeb также утверждает, что пользоваться этой системой могут даже инвалиды, а еще у них нет ограничения по весу. Кроме того, система более эффективна, чем другие виды передвижения.
Пока прототип системы Shweeb стоит в новозеландском парке развлечений, поэтому все желающие могут опробовать ее, а создатели системы тестируют характеристики этого транспорта, гоняя друг с другом наперегонки. В 2010 году Google вложила миллион долларов в эту систему, в надежде, что она получит широкое распространение в городах, корпоративных и университетских городках и туристических районах. Этого пока не произошло, но монорельс Shweeb вполне может стать интересной транспортной системой.
8. Джетпак
Посвящается всем детям, которые мечтают летать.
Армия США начала развлекаться с реактивными ранцами еще в 1940-х, а после наняла Bell Aerosystems, чтобы продолжить прогресс в 1960-х. Результаты всех разочаровали: хотя Bell действительно хорошо поработала с джетпаками, сделать машины для быстрого, безопасного и дальнего передвижения не получилось. Однако горстка исследователей и энтузиастов продолжает бороться за идею, которая, похоже, надолго застряла в предварительной стадии.
Технически джетпак уже может оторвать вас от земли при соответствующих обстоятельствах. Но больше, чем на несколько секунд, такой реактивный ранец вас не поднимет (а если вы весите больше 80 килограмм — то и вовсе забудьте). Новозеландская компания Martin Aircraft добилась большего успеха. В 2004 году компания задалась целью выйти на рынок джетпаков.
Ее джетпак описывается как «авиация» и «транспорт для отдыха» одновременно. Концепции, противоречащие одна другой? Возможно. Но ведь личный вертолет отвечает этому требованию. Но Martin говорит, что ее джетпак еще и «практичен», а вот в это уже сложнее поверить. Практичен для кого? Он стоит 100 000 долларов. Для миллионеров? Миллиардеров? Среды? Для детей, которые мечтают летать?
По словам Martin, бензиновый джетпак безопасен и легок, парит автоматически, стабилен в «разумную погоду» и оснащен парашютом. Пилоты обучаются на тренажерах перед полетом. Управление автоматизировано и компьютеризовано, поэтому сможет выбрать безопасную высоту. Martin также полагает, что пилотам придется проходить какой-либо тип лицензирования.
Martin надеется, что реактивные ранцы начнут появляться на спинах частных лиц уже в 2013 году. В настоящее время они ограничены в использовании в населенных районах. В целом — джетпаки существуют, мы дожили до них, и они вышли за пределы книг научной фантастики. Возможно, когда-нибудь и вы обзаведетесь джетпаком. Кстати, джетпак — часть самодельного костюма Железного человека.
9. Летающий автомобиль
Кого-то может удивить, что джетпак появился раньше летающего автомобиля. Летающие автомобили обещали давным-давно, но их нет и пока не предвидится. Казалось бы, в чем сложность: взять и скрестить аэроплан и автомобиль? Другой вопрос: чем он будет лучше вертолета?
Гибридный подход (земля и воздух) более практичен, чем единичное выражение. То есть, если вы застряли в пробке, вы можете нажать кнопку и взлететь, причем гораздо проще, чем на вертолете или аэроплане. Но непрактично это с точки зрения безопасности. Не многие могут проехать ровно по прямой дороге, не говоря уж о воздухе.
Людей это, конечно, не останавливает. Есть около 80 патентов на технологии летающих автомобилей в США, а некоторые прототипы действительно взлетали.
Первый эксперимент имел место в 1917 году, и с тех пор обычно один-два проекта всегда в работе. Большинство изобретателей прикрепляют крылья и винты к автомобилям и скрещивают пальцы; другие пытаются сделать небольшой самолет, способный передвигаться по дорогам (один из таких может превращаться за пять минут — трансформер прям). У всех одни и те же проблемы: тяжелые, дорогие, не отвечают требованиям безопасности, в общем, беда.
Однако из всех производителей летающих автомобилей ближе всех к успеху подобралась Aerocar. Машина может парить над землей со скоростью 193,1 км/ч. Она также прошла экспертизу FAA и получила одобрение как летательного автомобильного средства (этого добились всего два автомобиля с крылышками). Ford хотела поставить автомобили Aerocar на производство, но кризис 1970 года решил все за них.
Вряд ли летающий автомобиль когда-нибудь будет экономически целесообразным по сравнению с другими вариантами транзита. На массовом рынке такой транспорт будет продаваться минимум по 300 000 долларов и тратить массу топлива. Придется нам летать самолетами и ездить на колесах.
10. Телепортация
Если бы у нас была возможность исчезать в одном месте и появляться в другом, все вышеперечисленное оказалось бы пустой тратой времени и денег. Разумеется, были бы практические ограничения (даже джетпак стоил бы дешевле), но просто представьте, что это возможно.
Теперь пусть ваше воображение немного остынет, и давайте подумаем о фэнтези и научной фантастике. Даже Гарри Поттер и его друзья обычно выбирали более традиционные методы путешествия, потому что телепортация требует много усилий. Волшебнику нужно было найти специальный камин и порошок, чтобы осуществить телепортацию. Объекты можно было заколдовать в качестве временных телепортаторов, но и это требовало тщательного планирования. И только лицензированным взрослым позволялось просто исчезать и появляться в другом месте. Никогда не задумывались, почему дети тратили целый день на поезде, чтобы добраться до Хогвартса?
Как ни странно, фантастический мир демонстрирует некоторые стороны практических проблем. В реальном мире наука оказывается вовлеченной в еще более тесные пределы. Команда китайских физиков весной 2012 года достигла огромного прогресса в области телепортации. Она телепортировала фотон (частицу света) на 96,6 километра. Предыдущий рекорд фотонной телепортации был установлен в 2010 году — 16,1 километра.
Телепортатор фотона работает при помощи лазера. Но вот проблема: фотон дублируется в точке A и передается его зеркальное отражение, а не оригинал, в точку Б. В 1993 году команда исследователей IBM выяснила, что можно передавать только копию объекта, а оригинал приходится уничтожать, что делает неэтичной подобную телепортацию в случае с чем-либо живым. Для репликации человека смельчаку придется сначала опробовать, работает ли телепорт как следует. Он будет отсканирован и каждая молекула человека будет отправлена со скоростью света в другую точку. Если что-то пойдет не так, путешественника будут ждать тяжелые последствия. Он застрянет в новой форме — оригинал исчезнет навсегда.
Короче говоря, ученые в первую очередь будут использовать такую телепортацию для передачи надежно зашифрованных данных. Мы можем дублировать фотоны, которые содержат закодированные данные, но повторить этот подвиг с чем-то твердым вряд ли получится. Пока что. Мы далеки от технологий, необходимых для телепортирования людей.
Подробнее...