Исполнилось уже более 140 лет самой знаменитой археологической находке на территории Украины Она хранится в Киеве в Государственном музее исторических драгоценностей Украины. Страховая стоимость ее — более 1,5 млн. долларов США, вес 1150 г, диаметр 30,6 см, проба золота 958...
Найдена она была в 1971 году. Тогда дирекция горнорудного комбината на окраине г. Орджоникидзе Днепропетровской области попросила Институт археологии АН УССР «освободить» территорию от древнего кургана.
Курган был известен среди археологов под многообещающим названием «Толстая Могила», но считался бесперспективным. Так как еще в древности был ограблен, и тогда же обвалился и свод входа в него. Поэтому раскопки поручили внештатнику Б.Н. Мозолевскому. Он вспоминал, что, оказавшись перед курганом в феврале, ощутил некое предчувствие: «Передо мною стояла гора, которая 23 века берегла свои тайны».
Под «горою» высотой 8,6 м, насыпанной в начале—середине третьей четверти IV века до н.э., был похоронен скифский царь. По подсчетам Мозолевского, в сооружении кургана участвовало до 2500 человек. Которые потом устроили тризну, о чем свидетельствовала масса обломков амфор, костей коня, дикого кабана и лося во рву вокруг кургана.
Мистика находки
Когда археологи проникли в коридор, ведущий в центральную камеру царя, то обнаружили, что грабителей КТО-ТО вспугнул, и они, торопясь, обронили бронзовую булаву, золотые и серебряные вещи. Словно спасались!
Уж не от «духа мщения» ли захороненного поперек входа в камеру слуги? Ибо в самой камере были найдены лишь человеческие кости и обломки чешуйчатого панциря царя, разбросанные по земляному полу.
Кроме слуги, восточнее вход в камеру царя «охраняли» в двух могилах еще 6 всадников на конях. А сбоку «стояли на страже» еще четверо слуг — у гробницы царицы, женщины лет 20—30, и мальчика 2-х лет.
Эта гробница оказалась нетронутой: на царице были головной убор, украшенный крупными золотыми пластинами, золотая гривна, золотые серьги в виде сидящей на троне богини, три браслета, 11 перстней. Мальчику принадлежал меч с рукоятью, обложенной золотом, и в таких же ножнах, а рядом лежала нагайка (для рабов!) и ее рукоять была обвита золотой лентой. Всего в гробнице нашли 600 золотых вещей из 1000.
Главный предмет Мозолевский нашел 21 июня, в языческий «день мертвых» — в 14:30 его рука наткнулась на «сияющую, как солнце» (а был день солнцестояния) оброненную грабителями золотую пектораль.
Сенсация была не столько в том, что нагрудный знак царя был образцом скифской торевтики, выполненным по технологии микроскопического литья, сколько в необычной символике рельефных изображений.
«Смешались в кучу кони, люди…»
На первый, поверхностный взгляд, пектораль — не более чем украшение из четырех витых проволочных жгутов, между которыми три ряда фигур из быта скифов, жизни фауны и флоры Северного Причерноморья.
Но стоит присмотреться к нижнему, «звериному» ряду пекторали, то видно, как слишком уж натуралистично грызут лошадей мифические грифоны, агрессивно нападают лев и леопард на оленя и кабана, гонится собака за зайцем и даже степные кузнечики готовятся взлететь.
Выше совершенно иная картина: во «флористическом» ряду на вьюнковых растениях почему-то сидят 5 голубей, причем два из них в центре по одному «заглядывают» в нижний и верхний ряды изображений.
В центре же верхнего ряда двое обнаженных по пояс мужчин, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке «жильная нить»). Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы с сосунками. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, другая, подоив, закрывает амфору пробкой. Завершают этот ряд летящие утки.
Без сомнения, в изображении скрыт смысл, хорошо известный заказчику пекторали. Ведь царский знак власти всегда отличался конкретикой символов, присущих самой власти и подразумевающих некое событие!
Символика царской власти
Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми обратили внимание, что если надеть пектораль на шею, то в глаза «бросается» золотое руно, которое за концы держат два полуобнаженных скифа с индивидуальными чертами лица: по ним даже можно определить возраст и настроение.
Русяева, в частности, заметила сходство лица одного из мужчин с известными изображениями скифского царя Атея (429—339 гг. до н.э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей в Крым. Следовательно, «золотое руно» держат в руках два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия).
Киевский исследователь С. Пауков в 1998 году пришел к выводу, что контур этого руна напоминает карту владений скифов и абрис черноморского побережья IV века до н.э., когда уровень моря был ниже и на месте Азовского моря плескались волны озера Меотида в долине Дона.
По мнению Паукова, один царь перстом правой руки указывает на Крымский п-ов (причем виден даже «завиток» Тендровской косы), а другой царь правой ладонью как бы прикрывает что-то на шкуре и это «потаенное место» совпадает с «могилами царей-основателей» (Некрополь Скифский).
Геродот называл сей «город мертвых» термином «Геррас» (точно так же в древности называлась протекающая ныне река Молочная) и писал, что здесь спрятан «золотой запас» Скифии. Ибо для скифов золото было «солнечным» металлом — они были солнцепоклонниками — и местонахождение «золотого запаса» страны сберегали ценой жизни!
Нагрудный календарь
По Паукову, сюжет верхнего ряда пекторали связан со скифским Новым годом, который начинался не 1 января, а в день весеннего равноденствия — 21 марта. Новогодний праздник считался у скифов самым важным культовым событием и совпадал с появлением у домашних животных потомства (почему они изображены на пекторали) и растительности в степи (к этому событию и «привязан» средний, «флористический» ряд пекторали с весенними растениями, распустившими листья и цветы).
И двое скифских царей запечатлены в момент подготовки к новогодней церемонии, осматривающими «золотое руно» — символ «златообильной» Скифии — реликвию, которую собственноручно выносили на Новый год.
Четыре проволочных витых жгута пекторали символизируют четыре времени года — весну, лето, осень и зиму — скифского календаря, состоявшего из 16 месяцев (поэтому в верхнем ряду пекторали 16 фигур) по 23 дня каждый (поэтому в нижнем ряду 23 фигуры животных).
Побывав в Египте (где фараон Псамметих I вынужден был откупиться от скифов золотом), скифы узнали о солнечном календаре в 365 дней и отразили это знание в нижнем ярусе пекторали: 3-х конях, терзаемых 6-ю грифами, над которыми сидят 5 голубей.
«Поскольку эти знания считались очень важными, так как давали возможность точно определять время, поэтому эти фигуры и занимают центральное место на золотой царской пекторали», — полагает Пауков. Исходя из такой хронометрической точки зрения, 23 животных нижнего яруса пекторали с 5-ю голубями, 6-ю крылатыми грифонами и 4-мя кузнечиками символизируют по числовому значению 23 часа 56 минут и 4 секунды… времени звездных суток, так как время метафорически «летит». Украинский исследователь астра-льных символов скифов О. Зуев в 1998 году выяснил, что мировоззрение скифов настолько было космическим, что размещение их городищ соответствовало расположению 7-ми звезд почитаемого ими «Ковша» — созвездия Большая Медведица: вблизи нынешнего Херсонеса, Мариуполя, Евпатории и Керчи, а также у села Иванэ-Пустэ Тернопольщины (в Среднем Поднестровье), Немирова (в Среднем Побужье) и у слияния реки Кодыма с Южным Бугом (у Кривого озера), где был Эксампей.
Еще одна тайна пекторали
Интересно, что древние греки, находясь в море, тоже ориентировались по «Ковшу» Большой Медведицы, как спустя 2000 лет чумаки и запорожские казаки, передвигаясь в степях Украины «по звездам скифов».
С космографией связано нашествие грифонов в Северное Причерноморье. Этих существ с телом льва, крыльями и головой орла древние греки называли «врагами коней» и «птицеклювыми собаками Зевса, стерегущими золотые сокровища у страны гипербореев». Однажды оттуда подул шквальный северо-восточный ветер Борей (до сих пор часто возникающий в районе Новороссийска — «бора»), подхватил грифонов и опустил в Скифии. Увидев золото в украшениях, оружии, конской сбруе, предметах быта, грифоны бросились отнимать его у людей. Но скифы оказались проворнее и спрятали драгметалл. Тогда грифоны принялись терзать лошадей скифов, и им на помощь пришли хищные звери, набросившись на прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам — много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.
Скифы же собрались в святилище Эксампей и обратились к «владычице неба» Табити, поддерживающей «небесные огни — костры звезд», с просьбой избавить от чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу» и по ней грифоны полетели обратно «к гипербореям».
В память об этом событии древнегреческий мастер и изобразил грифонов на пекторали. Примечательно, что, по легенде, грифоны улетели не все — не потому ли мифический «страж злата» выбран в качестве эмблемы Государственного музея исторических драгоценностей Украины и утвержден 21.04.1999 года на гербе Автономной Республики Крым?
Сам Б.Н. Мозолевский был уверен, что на пекторали изображена символика представлений скифов о Мироздании — его троичности и симметрии. Поэтому она и разделена на три уровня, в центре которых три фигуры: два царя с «золотым руном» в верхнем ряду изображений, три голубя — в среднем и два грифона на лошади — в нижнем. По отношению к ним остальные фигуры даны в перспективе и с учетом «зеркального отражения» (во «флористическом» ряду у вьюнковых растений даже завитки стеблей равносторонние) — свидетельство, что скифам была знакома космография!
Автор: Петров Сергей
Подробнее...