Египет – одно из древнейших государств на Земле и колыбель цивилизации Средиземноморья. Страна-лента, занимала территорию в нижнем течении реки Нил в северо-восточной Африке.
Загадки египетских гробниц
В самом понятии «египетские пирамиды» уже по умолчанию кроется некая тайна. Пролетают года, десятилетия, целые столетия, а тайна фараона не дает покоя целым поколениям, равно как и проклятие фараонов.
Термин «проклятие фараонов» появилось после того, как первые английские исследователи вскрыли египетскую гробницу и были за то покараны смертью. Впрочем, нельзя сказать, что тайна фараона была им неведома, ведь во время раскопок они первыми нашли табличку из глины, содержавшую предупреждение: «Крылья смерти укроют того, кто осмелится потревожить фараона». Впоследствии проклятие фараонов продолжало сбываться. Любой, кто попадал в раскрытую пирамиду-захоронение, рано или поздно заканчивая свой жизненный путь при весьма странных обстоятельствах.
Тайна фараона так и не была разгадана, а молодые люди – кто накладывал на себя руки, кто – умирал во сне без единого признака недомогания, других уносила в Царство мертвых какая-то неведомая хворь. Долго бы еще будоражила умы потомков тайна фараона, но в один прекрасный момент ученые развенчали это понятие, проведя параллели между умершими и обстоятельствами их смертей, а также – возрастом исследователей. Ничего необычного выявлено не было, так проклятие фараонов было низведено в ранг домыслов и фантазий, увы. Хотя… кто знает, последнее слово – за будущими историками.
Вторая тайна заключалась в рисунках, найденных в самих гробницах. Ученые утверждали, что изображенные на картинках виды египетского оружия более чем похожи на совремённую технику. А некоторые из исследователей-историков даже «находили» на рисунках летательные объекты.
Доходило до смешного: в обычной палице (она же – булава) некоторые умудрялись «видеть» лазерное оружие. Велика сила воображения, но это и немудрено. Оценивая рисунки с точки зрения своего опыта и уровня достижений всего человечества, современные ученые переносили знания на неизвестные объекты и соответственно их называли. Само собой разумеется, никакого НЛО, лазерного оружия и прочей техники в изображениях древнеегипетских мастеров не было. Еще одна причина самообмана – значительные повреждения глиняных табличек, на которых были нарисованы картинки из жизни фараонов. Недостающие элементы придумывались, дорисовывались, и как результат – появлялись самые фантастические предположения касательно увиденного.
Тайны мумификации
Жизнь египтянина представляла собой всего лишь череду дней до того момента, когда он перейдет в царство мертвых. Загробный мир был для них значительно важнее мира живых – и поэтому обустройство гробницы, своего посмертного жилища было для египтян важнее комфорта в настоящей жизни.
Для того, чтобы сохранить тело для посмертной жизни, трупы египтян особым образом обрабатывали. После обработки и бальзамирования из трупа получалась мумия. Гробница получала своего вечного жильца.
Мумифицирование трупов – древнейший обряд, известный, впрочем, не только в Египте. Греческие авторы, посещавшие Египет и его гробницы, подробно описали процесс. Существовало несколько типов обработки – относительно дешевые и дорогие, доступные только вельможам и фараонам.
Принцип мумифицирования одинаков для всех – очищение полостей тела от внутренних органов и пропитывание тканей тела специальными веществами, которые исключали возможность каких-либо процессов разложения тканей. Это могли быть мирра, касия, кедровое масло и даже сок редьки. После обработки труп оборачивали полотняными лентами, пропитывая их камедью.
Органы трупов также тоже сохранялись. Гробницы кроме мумий вмещали специальные сосуды с бальзамами. Эти сосуды – каноны – были украшены головами богов, сыновей Гора: Имеет, хранитель печени, Дуамутеф – желудка, Кебексенуф – кишечника, Хапи – лёгких.
В зависимости от используемых ингредиентов мумия приобретала те или иные характерные особенности.
Например, при использовании битума ткани мумии имели темный, почти черный оттенок. Натровые соли (сульфаты и карбонаты) делали мумию более светлой.
Возможно было также использование специального меда – согласно легенде, именно таким образом сохраняли тело Александра Македонского.
При использовании смолы получается хрупкая зеленоватая мумия. Гробницы сроились с учетом определенных температурных требований и определенной влажности – эти показатели оказывали наибольшее влияние на сохранность мумии.
Но как ни старались мумификаторы и родственники – не так много мумий сохранилось в Египте. Это связано не только с течением времени, но и с активными и постоянными грабежами усыпальниц. Часто при этом страдала мумия. Гробницы освобождались от сокровищ, а мумия уничтожалась – дабы не испортить жизнь живому грабителю и не встретиться на его пути в царстве мертвых.
Литература Древнего Египта
Египетские книги написаны в основном иероглифами, и что самое примечательное – они настолько разные по жанрам, стилям, манере написания, что этому могли бы позавидовать образцы современной литературы. Тематика этих книг – религия, общая магия, история, молитвословы, история Богов, магические заговоры. Это все – «египетские книги».
«Египетская книга мертвых«, «Пирамиды», «Саркофаги» легли в основу самых разнообразных мировых легенд, сказок. Литература Древнего Египта оказала огромное влияние на письменное творчество многих народов и стран. Возможно, такой горячий отклик книги нашли потому, что все они наполнены настоящим, истинным гуманизмом. Как в старых хороших сказках, во всех произведениях египтян добро побеждает зло. Литература Древнего Египта ставит во главу каждого сказания, каждой легенды – прежде всего человека.
Египетские книги изложены простым и доступным, и вместе с тем ярким и образным языком. Литература Древнего Египта воспевает правителей того времени, изображает политическую и географическую обстановку, а также – обычную жизнь простых людей.
Египетская книга мертвых – своеобразный «путеводитель» для тех, кто, умирая, попадал в загробную жизнь. Основы ее зародились в те времена, когда было принято читать специальные молитвы после смерти правителей. Со временем тексты претерпевали изменения и дополнения, и в результате «Египетская книга мертвых» стала представлять собой некий кодекс морально-этических норм. Тексты в ней были написаны в самой разнообразной форме – сказы, короткие повествования, длинные поэмы. Написанная и составленная Египетская Книга мертвых отправлялась вместе с покойным в его последнее путешествие. И призвана была помочь во всех этапах последующей, послеземной жизни. Помочь «перейти» в царство теней, адаптироваться к новому образу и развивать свою душу далее. Для того чтобы потом воскреснуть, будучи усовершенствованным и просветленным.
Недаром эта книга носит параллельные названия «Книга дневного выхода» или «Книга воскресенья». Настолько сильна была и остается вера человека в будущее воскресение, что отображение этого стремления нашло себя в самых лучших и показательных образцах литературы Древнего Египта.
Проклятия фараонов
Проклятие фараонов – загадка, которая не устает волновать человечество. Самое известное – это проклятие фараона Тутанхамона, обрушившиеся на всех, кто присутствовал при вскрытии его гробницы.
Лорд Карнарвон – спонсор экспедиции Говарда Картера, обнаружившей гробницу Тутанхамона, прибыв из Лондона в ажиотаже предложил даже организовать концерт в самой гробнице. На это Артур Вейгал (один из членов экспедиции) трагически воскликнул: «Если он спустится в усыпальницу в таком настроении, я лично даю ему не более шести недель жизни».
16 февраля 1923 года гробница была вскрыта. А через 6 недель, 5 апреля, лорд Карнарвон неожиданно скончался. Его смерть врачи приписали укусу ядовитого москита.
Эта гибель стала началом целой цепочки неожиданных смертей. Вслед за ним скончался от лихорадки главный «гробокопатель» А. С. Майе. Покончил с собой сводный брат Карнарвона Орбей Герберт – якобы в припадке безумия. Скончалась леди Карнарвон: тоже, по мнению врачей, от укуса какого-то неизвестного насекомого. Умерли Н. Девис, Дж. Фукарт, Г. Уинлок, А. Г’ардинер, А. Лукас, Дж. Брэстед… Причины смерти были различны, а в некоторых случаях весьма загадочны, «Страх овладел Англией, – писала одна из газет того времени, – смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит покой фараона». Так звучит один из вариантов надписи, якобы найденной в гробнице Тутанхамона и получившей название «проклятия фараонов».
Упоминавшийся ранее Артур
Вейгал был уже двадцать первой жертвой. В живых оставался лишь Говард Картер, скончавшийся в 1939 году. Хотя журналисты, потрясенные лавиной смертей, «похоронили» его еще в 1930 году, спутав с однофамильцем.
Есть истории и менее известные. За несколько десятилетий до обнаружения усыпальницы Тутанхамона, в 1890 г. профессор Сорен Резден из Геттингена раскопал в Долине царских гробниц захоронение и сразу наткнулся на зловещее предупреждение: «Того, кто осквернит гробницу храмового писца Сеннара, поглотит навсегда песок до того, как луна дважды сменит свое лицо». Резден тем не менее продолжил работу, а закончив раскопки, вскоре покинул Египет. Его нашли мертвым в каюте – корабельный врач констатировал удушение без применения насилия. К изумлению присутствующих, из кулака умершего высыпалась горстка песка…
Приблизительно в то же время на старом кладбище в Фивах был обнаружен саркофаг с мумией жрицы храма Амона-Ра. Рядом лежал человек, взломавший его, очевидно, в надежде найти драгоценности – он умер на месте, И потянулась зловещая череда бед и смертей. Первый владелец – англичанин, колониальный чиновник, потерял руку: от случайной маленькой царапины началась гангрена и кисть пришлось ампутировать. Следующий владелец – лондонский антиквар – на третий день после приобретения мумии потерял молодую жену: она погибла, упав с лошади. У журналистки, готовившей для дамского журнала статью о жрице Амона-Ра, в течение месяца работы над репортажем произошел ряд несчастий: умерла мать, жених разорвал помолвку, неожиданно погибли два молодых и здоровых спаниеля. Девушка впала в тяжелую депрессию и отказалась от работы над статьей. Друзья помогли ей найти шотландскую ворожею, которая провела специальные очищающие ритуалы, избавляющие от злых чар.
Фотограф, снимавший саркофаг и мумию, покончил жизнь самоубийством, едва проявив первые пленки. К ужасу свидетелей, на фотонегативах проявилась маска, ничем не напоминающая лицо фиванской жрицы, нарисованное на крышке саркофага. От дальнейших исследований ученые отказались и в 1889 г., роковой экспонат был передан в Британский музей. Во время его перевозки один из грузчиков сломал ногу, а второй заболел какой-то таинственной болезнью и через пару дней отдал Богу душу.
Объект был внесен в каталог под номером 22542 и помещен в первую Египетскую залу. Вскоре поползли слухи, что куратор египетского собрания музея сэр Эрнест Бэдж, живо интересовавшийся магией, во время одного из спиритических сеансов получил тайный приказ избавиться от мумии и сохранить только пустой саркофаг. Говорили, будто очень долго не могли найти покупателя останков жрицы. Лишь в 1912 г. некий эксцентричный американский миллионер приобрел мумию и отправил ее в Новый Свет на борту парохода «Хемпшир». По пути в Нью-Йорк пароход затонул. Существуют и другие версии исчезновения мумии. Во всяком случае с тех пор саркофаг пуст.
В 1921 г. ночью в присутствии нескольких свидетелей в музее провели, обряд изгнания дьявола. Но неизвестно, помог ли он – почти ежедневно у стеклянной витрины с саркофагом падают в обморок те, кто слишком долго всматривается в изображение спокойного задумчивого лица умершей жрицы…
Автор: А.Терентьев
Подробнее...