Подо льдами Антарктиды найдена странная жизнь

77480 antarktida

Исследователи изучили микроорганизмы со дна озера Ходжсон, которое находится в нескольких метрах подо льдом Западной Антарктиды. По словам специалистов Британской антарктической службы, под толщей льда обнаружили около 20 видов микробов.

В ходе работ ученые пробурили скважину и добрались до дна озера, глубина которого составляет около 93 м, откуда и были взяты пробы. Сейчас Ходжсон находится относительно не глубоко подо льдом – толщина покрова составляет всего 3-4 м, однако тысячи лет назад, озеро скрывали около 500 м льда.

"Это первый случай, когда были изучены образцы, взятые из подледного озера", – цитирует NBC News профессора Дэвида Пирса из Университета Нортумбрии. По его словам, в биоматериалах они обнаружили ДНК бактерии, возраст которой составляет около 100 тыс. лет.

Всего в пробах со дна озера было найдено около 20 видов микробов, среди которых экстремофилы – микроорганизмы, способные жить и размножаться в экстремальных условиях окружающей среды, например, при очень низких температурах. Исследователи также обнаружили окаменелые фрагменты различных типов бактерий, которые, как предполагается, эволюционировали и с течением времени приспособились к условиям Антарктиды.

Изучение того, как микроорганизмы и другие формы жизни ведут себя при экстремально низких температурах, находясь под толстым слоем льда в ограниченной питательными веществами среде, должно помочь пониманию происхождения жизни на Земле. Также результаты исследования могут пролить свет на возможность существования жизни на других планетах, в том числе ледяном спутнике Юпитера Европе.

В марте этого года российские ученые представили результаты анализа проб, полученных из скважины в антарктическом озере Восток. Результаты показали, что в абсолютно стерильном озере существует ранее не известный вид бактерий. "Мы называем эту жизнь неидентифицируемой и неклассифицируемой. Приписать ее к какому-то известному подцарств бактерий не удалось", – рассказал сотрудник лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) Сергей Булат.

Озеро Восток является крупнейшим подледным озером Антарктиды, расположенным в районе одноименной станции. Его площадь составляет около 15 тыс. кв. км, а глубина – порядка 1, 2 тыс. метров.

В начале феврале прошлого года ученым из отряда 57-й Российской антарктической экспедиции впервые удалось проникнуть под толщу льда. В Академии наук важность этого события сравнили с высадкой на Марс. Поскольку озеро Восток на протяжении 20 млн лет не соприкасалось с остальной биосферой, предполагается, что в нем могут обитать организмы, выбравшие другой путь эволюции.

Возможно, пространство-время это всего лишь иллюзия