Китайские археологи объявили о сенсационной находке, сделанной ими в восточной провинции Чжэцзян. Среди нескольких сотен обломков керамики, фрагментов каменных орудий труда, нефрита, древесины, слоновой кости и костей животных, выкопанных на стоянке культуры Лянчжу, они обнаружили части двух каменных топоров со странными значками — их признали иероглифами.
Подобные знаки также удалось найти на нескольких осколках керамики. Проведя ряд экспертиз, ученые выдвинули гипотезу о том, что найденные предметы относятся к концу IV — началу III тысячелетия до нашей эры, то есть им около 5—6 тысяч лет. Об этом открытии заявил профессор Института археологии и музейного дела Пекинского университета Ли Боцянь. Ученые всего мира признают, что в случае подтверждения гипотезы находка может вполне претендовать на одно из величайших открытий нашего времени.
Дело в том, что самыми древними образцами китайской письменности до сих пор считаются иероглифы на так называемых гадательных костях. Их максимальный возраст оценивался в 3600 лет. Теперь же китайская письменность не просто состарилась, а углубилась в историю почти на полтора тысячелетия. Более того, теперь Китай на равных может поспорить с Месопотамией за право называться родиной письма.
Ранее территории, занимаемой современным Ираком, это звание принадлежало бесспорно — Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на рубеже IV—III тысячелетия до нашей эры. Теперь же может измениться все представление человечества не только о происхождении письменного языка, но и о развитии мировой культуры в целом. Однако пока данные представляют собой лишь гипотезу, основанную на доводах китайских ученых, пусть даже и очень авторитетных. Суждено ли ей попасть в учебники истории как факт?
Рисунок или буквы?
На этот вопрос можно будет ответить положительно, если подтвердятся два основных предположения, сделанные китайцами. Во-первых, нужно точно определить, что найденные знаки являются не просто рисунками, а именно иероглифическими знаками, в которых заложен некий смысл, как в известных современных буквах, иероглифах или же в их предшественниках — протознаках. Ведь китайские ученые и прежде находили различные символы на керамике и оружии, однако, по словам директора российско-китайского Института Конфуция Российского государственного гуманитарного университета доктора филологических наук Тараса Ивченко, «до этого были отдельные иероглифы, изображавшие птицу на горе или другое животное.
Были узоры на керамике, которые имели регулярный характер, но которые идентифицировать как знаки было нельзя». То есть это были просто картинки, а не письменная речь. Китайские археологи предполагают, что нашли на топорах именно ее. Есть ли у них достаточные основания для таких заявлений?
Как рассказывает Ивченко, «пока что можно утверждать, что это регулярные узоры. Видно, что они не декоративного характера. Это определенного рода знаки. При этом на одном из топоров обнаружена последовательность из 6 знаков, которые состоят из регулярного количества черт. При этом три знака по начертанию похожи на современный китайский иероглиф «человек».
Строка из шести символов, как поясняет ученый, не хаотично раскидана по топору, а идет вертикально от основания к лезвию, знаки одинакового размера выстроены в четкую линию, а не размазаны по поверхности. Из этого ученые делают вывод, что надпись представляет собой далеко не декоративный орнамент. Кроме того, знаки состоят из разного количества черт, которые, как и в современном иероглифе, скорее всего, писались в строгой последовательности. Вся эта информация позволяет сделать вывод: это, вероятно, какие-то знаки письма, а не зооморфные или антропоморфные узоры, которые были широко распространены в китайской культуре. Узоры не имеют многих признаков, присутствующих у найденных знаков.
Редкий экземпляр
Вторая проблема, которая пока что не позволяет открытию стать сенсацией, — это вопрос датировки и подлинности. Здесь, с одной стороны, все должно пройти без сучка без задоринки. Так, датированием найденных топоров и керамики занимались все ведущие китайские специалисты по истории и археологии, собравшиеся на специально созванный для этого конгресс. Они пришли к общему мнению, что предметам около 5 тысяч лет.
Однако китайцы не сообщили научному миру ничего о том, по каким, собственно, признакам они определяли возраст топоров и керамики. Остается только догадываться, что они могли применить радиоуглеродный метод, а также сравнивать предметы с другими артефактами, найденными на этой стоянке, датируемой как раз пятью тысячами лет. Но это и могло привести к неправильной датировке.
Кроме того, как опасаются некоторые специалисты, находки могут оказаться подделкой. В современном Китае любят подделывать не только ширпотреб. Подделка артефактов, в том числе текстов и книг, — достаточно частая вещь. Более того, среди подделок известны и удачные случаи, когда фальшивка входила в канон, потому что была выдающейся. Что уж говорить о таких сенсационных находках, как древнейшие образцы письменности?
Как бы ни хотелось китайским ученым, сделавшим столь значительное открытие, выдать его за подлинник, некоторые сомнения в их правоте остаются, и неспроста. Так, некоторые специалисты недоумевают, почему найдено так мало образцов протописьма. Ладно бы находки были сделаны непосредственно перед объявлением о них. Но это далеко не так. Стоянка рядом с городом Пхинху, принадлежащая культуре Лянчжу, была открыта еще в 2003 году. Сразу после обнаружения место огородили и начали системные раскопки, которые продлились до 2006 года. Все предметы были найдены именно в этот период. И эксперты правомерно интересуются, почему среди не одной сотни предметов обнаружено всего несколько с нанесенными на них знаками, похожими на иероглифы.
Более того, если сравнивать эту находку с гадательными костями, которые до недавнего момента считались самым древним китайским письменным текстом, то у последних есть одно большое преимущество. Их найдено очень много, и большинство из них уже прочитано. «На лопатках животных, панцирях черепах сохранились структурированные и четко написанные тексты, прежде всего гадательного характера. Там записано, кто, по какому поводу гадал, часто указывался результат гадания, иногда записывалось, кто записал и сохранил эту кость. Записывалось, какой был задан вопрос, какой получен ответ. Иногда была информация о том, исполнилось гадание или нет», — рассказывает Тарас Ивченко. О происхождении надписей на двух топорах пока не известно ничего.
К сожалению, даже если дополнительные исследования подтвердят подлинность найденных предметов и их возраст, то, как полагают ученые, придется приложить еще немало усилий, чтобы докопаться до смысла надписей. Чтобы расшифровать текст, потребуется достаточно большой набор знаков. Сейчас же есть только шесть, причем три из них повторяющиеся. Остается только строить догадки, и опять же по аналогии с другими древними культурами, где была письменность.
Так, известно, что существовала традиция нанесения надписей на предметы, которые считались жизненно важными и необходимыми. Письмо как таковое и сообщение, передаваемое этим письмом, в некоторой степени имели сакральный смысл. В самом Китае определенного рода надписи традиционно наносились на оружие. Они, как предполагают ученые, выполняли какую-либо магическую функцию, поэтому нет ничего удивительного, что древние иероглифы найдены на топорах. Но это пока что лишь догадки.
Однако европейские ученые полагают, что смысл послания, шедшего до нас пять тысяч лет, может оставаться загадкой совсем недолго. Это известная особенность китайских археологов, которые очень медленно и неохотно выдают информацию, полученную в ходе раскопок. Как рассказывают историки, китайцы должны сначала понять, что получили, а весь окружающий научный мир ждет. Потом они публикуют это, и мир приходит в восторг. Очень даже может быть, что обнаружение древней письменности — событие как раз из этого разряда, и вскоре мы узнаем нечто потрясающее об истории одной из древнейших мировых культур.
Подробнее...